В это воскресенье, 11 декабря, в Богоявленском соборе поднимали тему иконопочитания.
Сам Бог запрещает изображать Его, можно ли тогда писать иконы??? Давайте разбираться!
Сначала прочитаем цитату Слов Божиих: «да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исход 20:2-6).
Как видим, речь идет о том, чтобы люди не творили себе кумира. Бог предостерегает, чтобы люди не прельстились изображению рыбы, птицы, и тд. Так ли однозначно повеление Бога на запрет изображения Его и других?
Читаем Ветхий Завет далее. И сделал крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина полтора локтя. И сделал двух херувимов из золота: чеканной работы сделал их на обоих концах крышки одного херувима с одного конца, а другого херувима с другого конца: выдавшимися из крышки сделал херувимов с обоих концов ее; и были херувимы с распростертыми вверх крыльями и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были обращены друг к другу; к крышке были лица херувимов. (Исход 37:6-9) И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив. (Числа 21:8-9) Как мы видим, Господь повелевает изобразить херувимов на Ковчеге Завета и в скинии, и позже медного змея. Значит запрет на изображения мы могли понять не правильно! Речь шла более о поклонении и прельщении языческим изображениям.
Что говорит нам Новый Завет? Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (Луки 1:1-2) То есть Христа видели, он известен, и было много очевидцем и служителей Сына Божьего. И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. (Иоанна 1:14-15) То есть Бог стал плотью!! Он уже не на небе, а на земле. ОН человек, которого все видели и слышали. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. (1 Иоанна 1:1-4) То есть Новый завет открывает возможность увидеть Бога.
Есть также предание церкви, история религии.
Появление иконы «Спас нерукотворный»
Больной проказой эдесский царь Авгарь послал письмо Иисусу с просьбой приехать и исцелить его. Авгарь прислал слугу-художника, чтобы тот нарисовал образ Иисуса и привез с собой. Приехавший слуга застал Иисуса в Иерусалиме и попытался его зарисовать. Видя неуспешность его попыток, Иисус попросил принести воды. Он умылся и утерся платом, на котором чудесно запечатлелся Его лик. Слуга увез с собой плат и, согласно некоторым версиям рассказа, с ним вместе отправился апостол Фаддей. Проходя мимо города Иераполя, слуга спрятал на ночь плат в груде черепицы. Ночью произошло чудо и изображение плата отпечаталось на одной из черепиц. Слуга оставил эту черепицу в Иераполе. В конце рассказа слуга возвращается в Эдессу, и Авгарь исцеляется, дотронувшись до чудесного полотенца. Авгарь поместил плат в надвратную нишу для всеобщего поклонения.
Апостол Лука писал иконы
Апостол Лука стал первым иконописцем, написав первые иконы Божьей Матери и иконы апостолов Петра и Павла. В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около 10 икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует 21, из них 8 — в Риме.
Бог говорит, чтобы не прельстились люди, но когда Бог вочеловечился, то прельститься нельзя. И когда мы делаем изображения святых, то понимаем что это не сам святой, а только изображение
НА ИЗОБРАЖЕНИЯХ КАТАКОМБЫ РИМА, ГДЕ МОЛИЛИСЬ РАННИЕ ХРИСТИАНЕ. КАК ВИДИТЕ, ОНИ ИЗОБРАЖАЛИ ХРИСТА И СВЯТЫХ.
Христиане переняли во II веке обычай хоронить усопших (в том числе мучеников и жертв преследований при языческих императорах) в катакомбах, но они не являлись местом укрытия христиан. К V веку старые катакомбы были расширены, а также были построены новые. Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых!