Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок!

Об основах ценностных ориентиров и духовном смысле сказок.

Ребенок, как глина в руках горшечника, воспитывается через Таинства церкви, через житие матери и отца, через игры, через обучающую литературу, и конечно, через сказки.  Ребенок вкушает словесное молоко, поэтому очень важно какой церковной жизнью живут православные родители. Некоторые детские сказки являются прообразом Евангелия, давая ребенку, не только пищу материальную, но и духовную.

«Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (От Матфея, 13). Следуя за Христом, церковные люди прошлого строго исполняют обеты. Цитаты из библии используют как прямое руководство к святому жительству.  Познавая духовные истины, детям рассказывают свои притчи в виде сказок. Рассказывают им о праведности и готовят их к возможным жизненным и духовным ситуациям.

Сказки дошли до нас из старины, цитаты из летописей и старинных книг подтверждают это.  В книге А. Терещенко «Быт русского народа» хорошо описана набожность русского народа: «В древние времена вставали до восхождения солнца, молились тотчас Богу, испрашивая Его святой помощи на все добрые дела, и, не помолясь, никакого не начинали дела. Отправлялись ли в дорогу, строили ли дом, засевали ли поле, ходили прежде в церковь помолиться. В опасных же предприятиях исповедовались и причащались. Выступая в поход или осаждая приступом город, все воины исповедовались и принимали Святые Тайны, и тогда они шли бесстрашно на смерть. Сражаясь за отечество, охотно умирали мучениками, будучи убеждены, что их души примут ангелы и отнесут в царство вечного блаженства».  В те времена некая иносказательность бытия было нормой, так русский народ обрастал сказками и притчами.

Значение сказок меняется в худшую сторону.

Если мы сейчас обратимся к интернету, то найдутся сотни сайтов с толкованиями и расшифровками сказок. Одни рассматривают сказку с точки зрения психологии. Другие представляют толкования как смесь религиозных  течений (буддистские, индуистские,  ведические и изотерические лже-смыслы).

Сказки претерпевали изменения в течение истории. Сначала при книгопечатании в 18 -19 веках. После октябрьской революции мысли о Боге вырезались из сознания людей. Однако истины все равно оставались в людях. Сказки, мультфильмы, фильмы советского периода были пропитаны христианскими смыслами,  но показывались завуалировано. В наше же время снова сказки претерпевают изменения. В продаже появляются книги в сокращенном виде, а иногда в переписанном виде.  В сказках важные духовные смыслы стали вырезаться либо меняться в худшую сторону.

Я  приведу только один пример. Открывая старую книгу «Золушка» Шарля Перро, мы увидим некоторые поручения мачехи юной девушке, есть разные сохранившиеся интерпретации, возьмем самую распространенную. В советской версии мультфильма наказ звучал так: «Золушка, послушай, крошка, потрудись ещё немножко, перемойка всю посуду и натри полы повсюду, дров на месяц наколи, на год кофе намели, посади среди цветов сорок розовых кусков (тридцать три куста роз), и пока не подрастут, подметай дорожки тут; если ты будешь ты стараться, всё исполнишь до конца, то на бал полюбоваться сможешь ты в окно дворца».

В современной трактовке в сокращенной версии этих наказов нет.  Текст сейчас выглядит так: «У бедной Золушки работы стало еще больше. Ей пришлось гладить сёстрам платья, крахмалить их юбки, воротники и оборки. Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше. И вот, наконец, мачеха и сестры уехали на бал. Когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала».

Духовное значение отрывка сказки «Золушка.

Я хотела бы Вам раскрыть некоторые значения образов в сказках, которые раскрываю в рамках своего семинара «Основы нравственных ценностей и духовный смысл сказок». В Евангелии сказано: «Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос» (1Кор.12:7-12). А также сказано в Послании к Ефесянам 6:11-17: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому  что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».

То есть Господь Бог наш Иисус Христос через Святое Писание учит нас, что что-то Он дает нам как дар, но этот дар заслуженный добрым святым жительством. Он избирает нас для служения Богу и людям, «ибо много званых, а мало избранных» (Матф.22:14 ). И наша прямая задача стать Воинами Христовыми, облеченными в духовные доспехи.

И через сказки наши дети получают духовные уроки, учатся  исполнять заповеди. Так и во многих сказках наш герой, например, Иван Дурак получает благословение родителей или благословение сказочного героя, наставляющего на правильный путь : «Отца и Мать чти, слабым помогай и бедных не обижай. Добро твори и зла никому не делай».

В поручении мачехи юной девушке звучат также важные благословения в виде поручений. И они имеют большой духовный смысл.

«Перебери  горох». Это базовый навык духовной жизни, умение отличать добро от зла, умение просеять как через решето приходящее в нас.  Не, иначе говоря, как Божий дар «различение духов» (1Кор.12:10).

«Помой посуду, постирай, очисти жилище». Это характеристики чистоплотности души. Дом наш, это душа христианская, которая должна на пути духовной жизни стать Храмом Божиим в нас самих. И само понятие очистительных «процедур» души, как говорят Святые Отцы,  духовная баня, которые выражаются в еженедельной исповеди и причастии. Духовное оплакивание грехов души является основой духовности. Святой Иоанн Креститель дает ключ ко спасению своих душ, говоря фарисеям: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Матф.3:8). Также в Новом Завете сказано: «Они пошли и проповедывали покаяние» (Мар.6:12», «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян.11:18), «Я крещу вас в воде в покаяние» (Матф.3:11).

«Дров на месяц наколи, на год кофе намели».  Путь в тридевятое царство  во всех сказках всегда лежит через леса. Многие святые также используют  образ леса, как образ непролазной  чащи грехов. Когда неофит приходит  в храм, ему приходиться  выкорчевывать в своей душе сначала «бревна» (мелкие грехи), потом деревья (большие грехи),  а потом уже выходить в открытое поле.  А Святое Писание говорит о бревнах в наших глазах: «Или как скажешь брату твоему: «Дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».  (Матф.7:4-5).

«Посади сорок розовых кусков». В разных вариантах сказки имеются разные упоминания: «посади тридцать три куста роз» или «посади сорок кустов роз». Число «тридцать три» отсылает нас к мысли о тридцати трех ступенях духовной жизни (книга  Иоанна Лествиничка «Лествица»). Также тридцать три года было Иисусу Христу, когда он принес себя в жертву за грехи людей. Также число «сорок» напоминает нам о сорока днях поста, сорока днях хождения по пустыни Иисуса Христа, о сорока днях хождения по пустыни святого Иоанна Крестителя.

Сами же розы, как цветы благоуханные и тонкие, часто являются символом благодати Божией. Именно поэтому в иконописи святых людей иногда изображают с цветами в руках. И когда в церкви праздник, то его украшают цветами, которые потом часто становятся целительными.

«И пока не подрастут,  подметай дорожки тут». И пока благодать Божия не осолила Вас, пока Ваши духовные этапы жизни не пройдены Вами, пока вы не преодолели все испытания, Вы подметаете путь к Богу, к кустам Благодати, ходя еженедельно в храм.

«Если будешь ты стараться, всё исполнишь до конца, то на бал полюбоваться сможешь ты в окно дворца». В Библии сказано много об усердии, например «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим.12:11). «Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя  Твое, Господи, ибо оно благо» (Пс.53:8). И когда всё исполнено до конца, то есть человек прошел путь духовной жизни, то он приходит к Царским вратам Святого дворца. Но войти он сам во Дворец не может. Встречают человека Ангелы, Святые люди и сама Пресвятая Богородица. И достойные  встречаются с Богом на брачном пире.

И в конце рассказчик сказки, как правило, старушка или старик, говорят: «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок». Я встречала дополнение к этой фразе: «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок, а злым погибель». И мне кажется, что дополнение звучит страшно, но оно правильное. Потому что тот, кто пытается использовать заповеди Божии во зло, приходит ко Христу со злым каменным сердцем и злым намерением, без желания исправиться, погибает. А то, что рассказчиком является старик или старуху, это исконная традиция Святой Руси. Ибо наставниками всегда были старосты, то есть мудрые опытные люди.

В России идет тенденция, когда родителей учат сочинять свои сказки. При том, что родители не имеют духовной закалки. Я призываю всех, сохраняйте старые книги, сохраняйте наши сказки, нашу историю и литературу. Читайте Святое Писание и Святое Предание ежедневно, постигайте духовные смыслы. Сейчас я провожу семинар «Основы ценностных ориентиров и духовный смысл сказки» для православных родителей.  И надеюсь, если Бог даст, то обязательно напишу книгу, православное толкование сказок.

Дерен Анна Александровна,

автор проектов «Благонаследие» и «Добротворчество».

Сайт www.fane.su.

г. Томск.

Комментирование запрещено